Первое поселение на территории нынешнего Красноармейского района появилось в конце 18 века во времена правления Екатерины II. С 1761 года началось активное заселение Саратовского Поволжья. Наряду с русскими, украинцами на новые земли ехали также иностранцы, в основном, немцы и чехи. Немецкие колонии размещались по обе стороны Волги, от Вольска до Камышина. Всего было более 100 колоний с населением более 30 тыс. человек.
Основанная в нашей местности немецкая колония отличалась от других. Ее основателями были члены религиозной общины гернгутеров (моравские братья). В 1765 ими была основана колония, которую назвали Сарепта. Главной целью переселенцев была миссионерская деятельность, то есть обращение в христианство иноверцев (киргизов, калмыков, татар). Место для колонии выбрали в 30 км от Царицына, при впадении реки Сарпы в Волгу. Местность в устье реки Сарпы была пустынной, зелени почти не было. Только ветер и пыль гуляли по долине. Трудолюбием колонистов буквально в несколько лет она была превращена в цветущий, благоустроенный и укрепленный городок. Колонисты занимались не только религиозной, но и экономической, и научной деятельностью. С местным населением они жили мирно, нанимали их для различных работ и торговали с ними. В Сарепте вскоре появились заводы: горчично-маслобойные (первые в России заводы по переработке горчицы), мыловаренный, свечной, кожевенный, лесопильный, текстильный, мельницы. В городах Поволжья, Москве, Петербурге появились склады, магазины, принадлежавшие колонии. Сарепта вела оживленную торговлю во многих районах страны. Колонисты занимались также табаководством, садоводством, виноградарством. Расположенная на правом берегу Волги, отгороженная от знойной степи речкой Сарпой и прудом, Сарепта была живописным уголком в Нижнем Поволжье. Обилие зелени, чистый степной воздух, родниковая вода привлекали сюда людей. Благодаря инициативе и энергии жителей, а также вольнонаемному труду Сарепта еще задолго до отмены крепостного права стала бойким и значительным торгово-промышленным городком, продукция которого доходила и до Петербурга.
Значительное экономическое развитие Сарепты началось со строительства железных дорог. Включившись в транспортный узел Царицына, станция Сарепта быстро стала значительным перевалочным пунктом грузов с Волги на железную дорогу и обратно. В 1901 году был создан Сарептский порт, один из крупнейших на Волге. Вдоль по берегу Волги он занимал полосу длиной 6 км. Для грузов строились различные лабазы, склады, погрузо-разгрузочные устройства. В дальнейшем все эти сооружения оказали заметное влияние на выбор места строительства судоверфи. В Сарепте с самого начала было предусмотрено довольно развитое станционное хозяйство: просторный пассажирский вокзал с залом ожидания, багажным отделением, паровозное депо, колесные и вагонные мастерские. Для расселения железнодорожников, работающих на станциях, при ней был создан поселок одно- и двухэтажных казенных домов, а также коттеджей, предназначенных для инженерно-технического состава. Были построены также церковь, больница, двухклассное училище. Электростанция и водокачка обеспечивали станцию и поселок электроэнергией и водой. Сейчас территория поселка застраивается современными домами, но отдельные сооружения прежней застройки еще сохранились до наших дней и представляют несомненную историческую и художественную ценность.
|