Панорама

    Прогулка по городу, которого нет
Возрожденный Волгоград
Прописаны навечно
Ворота города
Пост №1
Памятники истории
Памятники архитектуры
Театры, ВУЗы, гостиницы
Индустриальные сооружения
Фотогалерея


Музей обороны до войны. (Из фондов музея-панорамы «Сталинградская битва»)В 1937 году в бывшем штабе обороны Царицынского Совета на Привокзальной площади был создан Музей обороны Царицына. Тогда же, в 1936-1937 гг., за короткий срок был собран и показан ценный исторический материал по эпохе гражданской войны и боям за Царицын в 1918-1920 гг. Музей вызывал живой интерес современников.

В годы Великой Отечественной войны музей находился в эвакуации, но деятельность его не прекращалась. В ноябре 1942 г. Военный совет Сталинградского фронта и городской комитет обороны приняли решение по сбору материалов для будущего Музея обороны Сталинграда. Так начиналась новая и, пожалуй, самая важная глава в истории музея.

Музей обороны в наши дниВ 1948 г. в восстановленном здании он открылся вновь уже как Музей обороны Царицына – Сталинграда, а уже через год приобрел статус государственного. До 1982 года, лишь меняя название, музей продолжал функционировать в прежнем статусе. Экспозиция тех лет постоянно пополнялась новыми материалами, перестраивалась, развивалась.

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»8 июля 1982 года для посетителей была торжественно открыта панорамная часть комплекса. Музей обороны был переименован в Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму. Со смотровой площадки открывается вид на художественное полотно первой советской и одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»

Полотно написано на холсте длиной 120 м (по окружности) и высотой 16 м, изготовленном по специальному заказу умельцами Сурского комбината Пензенской области. Для этого им пришлось соединить вместе пять ткацких станков. Холст весит около тонны и имеет всего два шва: вертикальный и горизонтальный. Бригада специалистов из Подольского производственного комбината загрунтовала его и передала художникам.

Авторами и исполнителями панорамной части являются известные мастера батальной живописи студии военных художников им. М. Б. Грекова: Н. Я. Бут – народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко; В. К. Дмитриевский – народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко; П. И. Жигимонт – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР; П. Т. Мальцев и другие.

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»На художественном полотне запечатлен момент, в который наиболее ярко раскрывается суть завершающего этапа сражения – 26 января 1943 года бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация и плотность войск были особенно велики. Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана, на одном из городских бетонных водоотстойников.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги советских воинов, но и достоверно раскрывает стратегический план завершающего удара в Сталинграде, четко показывая направление военных действий всех армий, участвовавших в разгроме на заключительном этапе Сталинградской битвы. Размеры панорамы позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, развернувшуюся на большом пространстве.

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»Между смотровой площадкой и картиной находится предметный план – рельефный макет местности и предметов, занимающий свыше 1000 квадратных метров и приближающий зрителя к обстановке боя: он изрезан окопами, ходами сообщений, изрыт воронками от снарядов и бомб. С помощью специальных художественных приемов переход от предметного плана к холсту делается незаметным. Предметный план, входя в общее композиционное решение, играет подчиненную роль и является дополнением к живописному образу.

Параллельно с работой художников велась работа научного коллектива по созданию музейной части комплекса. О том, как работал весь коллектив музея, говорит афоризм, родившийся в те дни: "Сталинградская битва продолжалась 200 дней, а музей Сталинградской битвы сотрудники создали за 100 дней". 6 мая 1985 г. в канун 40-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось открытие музея.

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Мельница ГрудининаВ состав музейного комплекса включены руины мельницы Грудинина. Здание построено в 1903 г. как механизированное мукомольное предприятие (мельница). В дни Сталинградской битвы оно было укрепленным пунктом - узлом обороны 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Руины сохраняются как памятник, посвященный героизму защитников города. На мраморной мемориальной доске текст: "Руины мельницы им. К. Н. Грудинина — исторический заповедник".

С полным вводом в действие музейной части город и регион получили крупный современный музейный комплекс, экспозиционная площадь которого составила 4,5 тыс. кв. м, что в 15 раз больше прежней экспозиции.


  Официальный Волгоград  Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва  Книга Памяти  Сайт, посвященный Сталинградской битве  Волгоград из моего окна  Rambler's Top100

Сайт разработан МБУ "Городской информационный центр".
Информация, представленная на сайте, не может быть использована в каких-либо средствах массовой информации
без согласования с МУ "Городской информационный центр".
e-mail:webmaster@cic.volgadmin.ru